О сайдчейне, Бидуле и колхозном «драйвэте»

Замысловатое название, не находите? Сайдчейн, сайдчейн… сколько счастливых, я бы сказал «качающих» моментов подарил нам Benny Benassi! Конечно же первооткрывателем управляемой компрессии был не он, и даже не Dmitrio Caldo, но именно они являлись пожалуй самыми яркими представителями этого жанра. Изначально, метод side-chain применялся для решения конфликтов, чаще всего в нижней части спектра. Сегодня без него не обходится, пожалуй, ни один современный танцевальный трек.

Способов создания этого «эффекта» великое множество. В большинстве случаев, роутинг в микшере получается настолько мудреным, что картинка выше, как нельзя лучше описывает работу sidechain’a.

Почти все современные секвенсоры обладают собственными возможностями для создания эффекта боковой цепи. Но как известно, все гениальное просто. Поэтому сегодня я вам порекомендую способ, который успешно использую я, вот уже третий год подряд.

В давние времена, когда все это только зарождалось, и когда оно уже успешно  использовалось в других секвенсорах, в FL Studio все еще не было возможности нормальной реализации этого «эффекта». Особенности микшера не позволяли добиться полноценного прохождения стерео-сигнала через управляемый компрессор. Поэтому особо пытливые умы пускались в поиски различных решений данной проблемы. Так было предложено использовать Fruity Peak Controller.

Сигнал с «бочки» поступал на вход модуля, инвертировался и далее привязывался к одному из фейдеров микшера, уменьшая его громкость при каждом ударе «бочки». Способ нашел своих почитателей и многими продюсерами используется и по сей день.

Одним из ярких прорывов в использовании технологии Side-Chain для меня было появление сайдчейн-компрессора от компании BGTech. Один из его модулей — Level, устанавливался на канал микшера с «бочкой», либо на специально созданный заглушенный отдельный канал с «киком», для того, чтобы сайд-чейн компрессор работал даже при отсутствии основной «бочки», например во время проигрыша.

На те каналы, которые было нужно «подсайдчейнить», устанавливался второй модуль — Компрессор, который получал управляющий сигнал от первого. Размещение сайд-чейн компрессора в insert-каналах имеет свои преимущества. Например, можно установить разную глубину компрессии для каждого инструмента. Но такой подход требует дополнительных затрат процессорного времени. Ведь если инструментов много, и на каждый из них повесить помимо обычных плагинов еще и сайдчейн-компрессор, то вам может просто не хватить мощности вашего процессора и вам придется увеличивать размер буфера вашей аудио-карты, чтобы избежать проблем со звуком. Один из моих последних проектов в FL Studio, к примеру, содержит 72 канала микшера. Как минимум 50 из них нуждаются в sidechain-компрессоре.

Выход из этой ситуации — использовать сайдчейн в посыле и направлять на него нужные каналы инструментов. Количество эффекта можно регулировать с помощью ручек mix. Посыл на мастер можно вообще отключить для 100%-го сайдчейна.

Еще более простой метод, которым я пользуюсь последние несколько лет, заключается в использовании вместо компрессоров специального плагина, позволяющего рисовать кривые уровня сигнала. Можно использовать такие vst-плагины как Gross-Beat или LFOTool, но я предпочитаю пользоваться VolumeShaper.

В чем преимущества моего метода?

— Используется все-лишь один плагин
— Эффект работает даже без воспроизведения трека
— Нет необходимости в создании отдельной дорожки с заглушенным «киком» для управляющего сигнала
— Очень прозрачный роутинг, никаких лишних плагинов, только простое перенаправление сигнала на VolumeShaper
— Минимальная нагрузка на центральный процессор
— Можно плавно изменять глубину сайдчейна всего трека, автоматизировав всего-лишь одну ручку dry/wet

Пресеты для содания side-chain с помощью плагина VolumeShaper вы можете скачать здесь.

Если вы будете слышать щелчки при работе плагина, то нужно просто увеличить атаку, сдвинув первую точку немного правее.

Кстати совсем недавно вышла третья версия данного плагина. Вы можете скачать полноценно-работающую демо-версию VolumeShaper 3.0.1 с официального сайта. Ограничение лишь в том, что вы не можете использовать более одного плагина в вашем проекте и не можете сохранять (точнее загружать) собственные пресеты. VolumeShaper теперь окрашен в черный цвет и содержит осциллоскоп.

Недостаток это плагина при работе не в FL Studio — отсутствие собственной ручки dry/wet. Из-за этой причины я очень долго не мог начать делать новый трек в Studio One. Довольно часто, в моих проектах, у меня возникает необходимость уменьшить сайдчейн во время проигрыша. Не совсем отключить, а именно уменьшить. Можно было бы автоматизировать несколько точек кривой, но во-первых это жутко неудобно, а во-вторых во время их автоматизации возникают резкие скачки нагрузки на процессор.

Разработчики наконец вняли просьбам пользователей и пообещали добавить ручку Mix в одной из следующих версий, а пока я предлагаю использовать другое решение — специализированный плагин для очень гибкого роутинга «Bidule».

Все что нужно сделать, добавить в него наш VolumeShaper и регулятор dry/wet, который в последствии можно легко автоматизировать. Такая связка совершенно не требует затрат от процессора. Схема подключения выглядит следующим образом:

Чтобы можно было автоматизировать ручку кросс-фейдера, нужно связать ее с одним из параметров Bidule.

И не забудьте синхронизировать VolumeShaper

На первый взгляд, это все может показаться вам сложным, но это не так. Все эти манипуляции занимают минуты, достаточно сохранить один пресет или шаблон и безпроблемно использовать его в ваших будущих проектах.

 

Добавить комментарий